Магнитофон "Комета"


Комета

Цитата из виртуального музея и справочника:

"Катушечный магнитофон "Комета" с 1959 года выпускал Новосибирский завод точного машиностроения." 

Самая ранняя дата выпуска магнитофона "Комета" упоминается в журнале "Радио" №1 за 1963 год. В статье журнала сказано, что магнитофон "Комета" выпускается Новосибирским совнархозом с 1959 года и нигде нет упоминания, что модель магнитофона "МГ-201". Отсюда и возникла путаница, что сначала магнитофон назывался просто "Комета", а в последствии произошла небольшая его модернизация и он стал называться "Комета МГ-201". В реальности в 1959 году магнитофон находился только на стадии разработки и никакого выпуска ещё не было. Первая пробная партия небольшим количеством поступила в продажу только во второй половине 1960 года, а массовая продажа, опять же после доработки поступила в продажу с января 1961 года. Есть паспорт на магниофон "Комета", образца 1960 года, в котором магнитофон значится как "Комета МГ-201". Статья в журнале радио была написана корреспондентом, который просто не указал модель магнитофона. В более поздние годы выходили в различных журналах и справочниках обзоры магнитофонов, в которых так же магнитофон упоминался как "Комета", без указания модели. Поэтому мне видится, что нет никакого деления на "Комета" и "Комета МГ-201". Однако, что бы не вносить путаницу, я на этом сайте так же вынес магнитофон "Комета" в отдельный раздел, подразумевая, что это самые ранние магнитофоны, 1960 года выпуска. В пользу того, что магнитофон не выпускали раньше 1960 года говорят некоторые косвенные признаки, которые можно заметить сравнивая магнитофон "Комета" с более ранним магнитофоном "Мелодия" МГ-56. Например, клавишный механизм, установленный в "Комете" применялся в МГ-56 только начиная с 1960 года. В 1959 году такой конструкции механизма ещё не было на серийно выпускаемых магнитофонах. Форма двух круглых кнопок с расширяющейся нижней частью, так же появилась у "Мелодий" только с 1960 года. 

Прототипом корпуса магнитофона "Комета" является корпус магнитофона "Grundig" TK-830 1957 года выпуска (имею в виду только корпус, не конструкцию магнитофона), а дизайн лицевой панели напоминает дизайн магнитофона "Аккорд" МГ-9. 

Первая партия магнитофонов "Комета" была не очень большая, не более 1000 экземпляров (возможно даже не более 500). На них отрабатывались всевозможные недочёты, устранялись ошибки. В результате конструкция магнитофона подверглась небольшой модернизации и с начала 1961 года завод начал выпускать обновлённую версию магнитофона, которая как считается, получила название "Комета" МГ-201, хотя я считаю, что магнитофон так назывался изначально. Внешне магнитофон не отличается от первой версии, 1960 года. Небольшие изменения видны только в конструкции. Ниже приведено сравнение магнитофонов "Комета" и "Комета" МГ-201.


ШАССИ

В магнитофоне "Комета" установлено подстроечное сопротивление для точной настройки индикатора записи в миниатюрном корпусе, мощностью 0,125 Вт (на первом фото ниже). Во всех магнитофонах МГ-201 это сопротивление в корпусе побольше, мощностью 0,5 Вт (второе фото). Отверстие в шасси для посадки этого сопротивления имеет диаметр 4 мм у "Кометы", во всех шасси МГ-201 это отверстие 6 мм. Тип этого сопротивления выяснить не удалось, хотя завод тот же: "Первый Московский завод Радиоизделий" (ПМЗР). По габаритам сопротивление аналогичное - СП-0,125, но у последнего резьба М5, а у оригинального кометовского резьба М4.

 

 

В "Комете" установлена контактная площадка для проводов идущих к динамикам. Во всех МГ-201 провода идут напрямую в подвал шасси. При установке шасси в корпус, или наоборот, при вытаскивании из корпуса, контакты цепляются за магнит динамика. Очень не удобно. Приходится постоянно за ними следить, что бы не выломать площадку. Скорее всего из-за этого площадку убрали совсем в МГ-201. Площадка не самодельная. Заводская.


Кронштейн для крепления электролита С26 (по электрической схеме первого выпуска) в "Комете" крепится к шасси на двух винтах. Во всех МГ-201 до 1966 года этот кронштейн приваривается точечной сваркой, как и кронштейн под четыре электролита, расположенный рядом. По электрической схеме этот электролит (С26) подключен параллельно с электролитом С25, как дополнение к нему, для улучшения фильтрации выпрямленного напряжения. Но конструктивно вынесен на отдельную стойку, которую прикрутили к шасси винтами. Скорее всего изначально его не планировали устанавливать и на общей стойке места для него не предусмотрели, соответственно для "Кометы" шасси выпустили без этого кронштейна. С 1961 года кронштейн к шасси приваривали, а с 1966 года кронштейн просто отгибали из самого шасси. 

 


Ещё интересная деталь. Рядом с электролитом С26 установлен электролит С28 (маленький, вертикально). Он крепится к шасси на двух винтах. Отверстия в шасси под эти винты почему-то дублируются рядом, хотя конденсатор в них никак не поставить, он будет мешать конденсатору С26.

 

Если предположить, что электролита С26 изначально всё-таки не было, а С28 изначально был установлен в левую пару отверстий (вторых отверстий в шасси не было), то при установке дополнительного конденсатора С26, конденсатор С28 пришлось сместить и под него сделали ещё пару отверстий правее. Не понятно, почему тогда все четыре отверстия присутствуют на всех шасси до 1963 года включительно (у более поздних не проверял)? 

На магнитофоны "Комета" и "Комета" МГ-201 всегда устанавливались кнопки и клавиши такие же, как на магнитофоны "Мелодия" МГ-56 1960 модельного года. На более ранних "Мелодиях" (1958-1959 годов выпуска) кнопка кратковременной остановки ленты (КК) и кнопка наложения записи (КН) были в виде цилиндра и лишь с 1960 года форму кнопки изменили, сделали выступ в нижней части. Сделано это было из-за изменившейся с 1960 года конструкции всего клавишного механизма.

 


КОРПУС

На лицевой панели магнитофона "Комета" 1960 года выпуска нет отверстий для крепления шильдика "ЗАПИСЬ-СТОП-ВОСПР." Во всех магнитофонах МГ-201 эти отверстия есть.

 

Задняя крышка у "Кометы" сделана из более тонкого металла, около 1 мм, и более лёгкая (фото ниже). Сталь светлая, имеет цвет как алюминий, но магнитится, т.е. не алюминий. В магнитофонах МГ-201, даже ранних, обычная чёрная сталь, толщина 1,2 мм.

 

Нижняя вентиляционная решётка у магнитофона "Комета" крепится по малым сторонам. Соответственно в корпусе вырезы под винты только по малым сторонам, причём вырезы запилены вручную, т.е. изначально не планировались. Возможно хотели крепить решётку на шурупах к корпусу? Во всех магнитофонах МГ-201 решётка крепится по большим сторонам и вырезы в корпусе соответственно по большим сторонам и сделаны сверлом или фрезой. Есть корпуса МГ-201 у которых вырезы по большим и по малым сторонам, видимо переходной вариант, но вырезы всё равно сделаны на станке. У корпуса "Кометы" вырезов по большим сторонам нет совсем. 

  


Контактная площадка акустической системы в "Комете" установлена ближе к центру магнитофона, соответственно отверстия под неё расположены ближе к центру. Во всех магнитофонах МГ-201 она расположена одинаково, дальше от центра.


В магнитофоне "Комета" пластина с центральным динамиком крепится к корпусу винтами М3. Винты заводские, заделаны в корпус. В пластине ответные отверстия тоже диаметром 3 мм. Во всех магнитофонах МГ-201, даже с корпусом 1960-го года выпуска, винты М4 и отверстия в пластинах диаметром 4 мм.



РАМА

Рама у магнитофона "Комета" тоже имеет небольшие отличия от рамы магнитофона МГ-201. Видимо учли все недочёты рамы первого выпуска и сделали вторую форму для отливки рам. Ниже на фото показаны места, в которых рамы отличаются.

 

На фото ниже видно как сточили рёбра жёсткости перекладин, оставив только места с резьбой. Эти рёбра не позволяют установить двигатель. В новой версии рамы эти рёбра отсутствуют.

 

 

В магнитофоне "Комета" в моторы вкручены резьбовые шпильки с гайками. Возможно первые моторы собирали на шпильках. А затем, решив ускорить этот нетехнологичный процесс перешли на винты. Во всех магнитофонах МГ-201, в моторах установлены длинные винты. 


БЛОК ГОЛОВОК

Левая контактная стойка на блоке головок у магнитофона "Комета" имеет болт и гайку под ключ 11 мм. У всех МГ-201 эта пара 10 мм.